Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С самого детства мечтал о небе, увидев в 12 лет агитсамолет, пробился сквозь толпу, дотронулся до его крыла и решил, что сделает все, чтобы стать летчиком.
Впоследствии поступил в Пермскую военную авиационно-техническую школу, где освоил профессию авиатехника. Школа не готовила лётчиков, но Покрышкин никогда не переставал мечтать о полётах. В сентябре 1938 года он экстерном на «отлично» сдал годовую программу аэроклуба всего за 17 дней. После чего был принят в Качинскую авиашколу пилотов имени Мясникова.
Войну встретил на службе в 55-ом истребительном авиаполке, который дислоцировался рядом с советско-румынской границей.
Уже 23 июня 1941 года, вступив в воздушный бой с пятеркой немецких самолётов, он сбил первый вражеский истребитель.
Судьба лётчика на фронте складывалась по-разному. В самом начале войны он оказался в тяжёлой ситуации, когда пришлось покинуть горящую машину и спастись с помощью парашюта, возвращаться пешком из вражеской тыловой зоны, прорываться с наземными частями армии из окружения.
Александр Иванович начинал свою военную карьеру на истребителе МиГ-3, И‑16, Як‑1. Но настоящих успехов достиг, сражаясь на американском истребителе «Белл P-39 Аэрокобра». В дополнение к своему блестящему мастерству, Покрышкин продемонстрировал большие тактические способности. В ходе войны он собрал и систематизировал свой боевой опыт, а также опыт других лётчиков. Разработанные им тактики ведения боя стали стандартной практикой в обучении лётчиков истребительной авиации.
Во время воздушных боёв, сопровождаемых радиоперехватом немецкого пункта наведения самолетов, из радиоприемников слышались панические крики на немецком языке: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин ин дер Люфт!». Таким образом враг сигнализировал предостережение об опасности.
За годы войны Александр Иванович совершил 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, уничтожив 59 самолетов лично и 6 в группе. Однако, в личном блокноте с заметками о сбитых самолетах отмечено 116 сбитых вражеских машин, три из которых были им уничтожены на земле, а шесть сбиты в группе.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) звания трижды Герой Советского Союза и награжден медалями «Золотая Звезда» в ходе Великой Отечественной войны.
Его талант и заслуги ценили и за рубежом, в 1944 году западная пресса, прежде всего американская, называла лучшим летчиком-истребителем второй мировой.
Формулу своего успеха советский ас сформулировал так: «Высота – скорость – маневр – огонь». О его подвигах в небе войны написаны десятки статей и книг, сняты киноленты.
После войны Александр Иванович продолжил службу в ВВС, окончив военную академию им. М.В. Фрунзе и военную академию Генерального штаба. Он прослужил в войсках ПВО почти четверть века, стал маршалом авиации.
В честь А.И. Покрышкина в России установлено множество памятников и мемориальных досок, названы улицы, школы и космические объекты, а в Новосибирске его именем назвали авиационный центр, где обучают будущих пилотов. Здесь же, в 2000 году память маршала авиации увековечили в названии станцию метро, а в 2013-м открыли аллею маршала Покрышкина, которая проходит по Красному проспекту.
31 мая 2019 года указом президента России аэропорту «Толмачево» присвоено имя Александра Покрышкина.
Фотоматериалы взяты из открытых источников сети Интернет